Теплая осень 2006-ого. Ереван. Российско-Армянский (Славянский Университет. Я только поступил в РАУ. Мне было всего 17 лет, первый семестр первого курса – веселая студенческая пора. И вот, в один обыкновенный осенний день к нам приехали легендарные советские разведчики Геворг и Гоар Варданяны.
Многие из нас знали об успехах советских разведчиков в Тегеране, о ликвидации немецкой разведывательной группы, но одно для нас стала очень приятной неожиданностью – эти легендарные разведчики – Армяне! Тегеранскую операцию рассекретили в 2000 году, и вот они - герои, о которых столько лет молчали, могли вот так, публично встретится с молодежью и рассказать об одном из своих подвигов. Счастливый и долгожданный миг для каждого разведчика, для каждого настоящеего героя.
Многие из нас знали об успехах советских разведчиков в Тегеране, о ликвидации немецкой разведывательной группы, но одно для нас стала очень приятной неожиданностью – эти легендарные разведчики – Армяне! Тегеранскую операцию рассекретили в 2000 году, и вот они - герои, о которых столько лет молчали, могли вот так, публично встретится с молодежью и рассказать об одном из своих подвигов. Счастливый и долгожданный миг для каждого разведчика, для каждого настоящеего героя.
Встреча состоялась в большом зале университета. Я в числе многих других студентов сидел в зале и слушал интереснейший рассказ “Амира” о ситуации в Тегеране в 1943 году, огромной работе и блестящих результатах “Легкой Кавалерии”. Около часа длился рассказ и еще пол часа разведчики уделили ответам на вопросы собравшихся.
После, я решил подойти к Варданянам. Сфотографироваться, взять автограф и просто поговорить с живыми легендами советской разведки и армянского народа.
Геворг Андреевич был очень приятным, светлым, статным, и что интересно, в этом возрасте, физически очень сильным немолодым с виду, но чрезвычайно свежим человеком.
Варданяны с большой радостью откликнулись на наше предложение запечатлеть тот момент. Мы встали в ряд и обнялись, как это принято, для обшей фотографии. Я стоял между Геворгом и Гоар. Геворг Андреевич обнял меня за плечо, и сделал это так энергично и сильно, что я невольно посмотрел на него, а он на меня, и оба улыбнулись. Я запомнил это энергично сильное обятие на всю жизнь. В одном только этом обятии была вся его необычайно сильная энергетика, прекрасное физическое состояние и чувствовалась непохожесть этого человека, уникальность этого человека. Итак мы несколько раз сфотографировались, и разговорились.
Говорили о прошлом и будущем, о жизни и делах, о родине. Коснулись и недавних процессов. В частности огромную роль Геворга Варданяна в деле сохранения современного Управления Внешней Разведки Службы Национальной Безопасности независимой Армении в период правления первого президента нашей родины, который хотел вообще закрыть разведслужбу, благо прислушался к легендарному “Амиру”. Геворг Андреевич сказал мне в тот день то же что и первому президенту РА в начале 90-ых, он сказал что разведка это: “один из самых эффективных путей защиты Отечества”, и что не в коем случае нельзя, не то что закрывать, а ослаблять ее. Эти слова я запомнил на всю жизнь.
Геворг Андреевич был в тот день очень весел, наконец-то он мог не скрывать своих подвигов перед широкой публикой. Его настроение передает частично вот эта реплика, которой он обращался к своей жене – Гоар: “Смотри Гоар, как красиво и просто одет этот парень - Я, Если бы у нас была такая одежда, мы столько всего бы смогли сделать.” Оба улыбнулись. А ведь они сделали очень много! знали это, но упорно молчали о, пока еще, секретных страницах биографии и гордились по праву одной рассекреченной страницей – Тегеранской операцией 1943 года, операцией, возможно предрешившей исход второй мировой войны.
Помнится также, когда уже выходили из зала, к Геворгу Варданяну подошел один парень, студент РАУ и сказал ему, что очень хочет стать разведчиком, что мечтает об этом с самого детства. Геворг Андреевич сразу же обозначил все трудные стороны профессии, но сказал ему: “Я помогу тебе! Пиши контакты.” Этот системный, четкий подход в сочетании со здоровым оптимизмом, легкостью общения и желанием помочь человеку вклинился в мое сознание навсегда, как эталон единства делового, позитивного и “человечного” отношения к любому вопросу.
Мы проводили легендарных Геворга и Гоар Варданян до машины. Благо это был респектабельный “Мерседес”! Я был очень рад! Обычно, в нашем обществе не чтят героев на должном уровне, и они вынуждены всю жизнь положив на благо родины, в конце своего пути, испытывать недостаток внимания... Я рад что Варданяны стали исключением! Очень рад!
Мне тогда было всего 17 лет. Тогда, я не понимал всей исторической важности подвига Геворга и Гоар. Но и без этого, познакомившись с ними, я зажегся позитивной энергетикой, светлостью и “мощью” Геворга Андреевича и Гоар Левоновны. Я увидел стальную дисциплину, деловой подход к жизни, “человечность”, стремление ставить великие задачи и решать их, не страшась ничего и никого. Все это, вместе, были они – во истину Великие профессионалы! Великие люди! Великие Армяне!
Вечная память настоящему Герою!
Вечная память настоящему Армянину!
Вечная память Геворгу Андреевичу Варданяну!