Распад СССР и образование самостоятельных тюркских государств, вместе с уходом Москвы из Восточной Европы, стал тем заветным долгожданным импульсом, которого ждали пантюркисты всего мира. Пантюркизм, зародившийся в конце XIX века, приспособился к новым условиям и вызовам начала 1990-ых годов. С этого времени правомерно говорить о совершенно новом этапе развития пантюркистских идей.
В настоящее время тюркская языковая семья насчитывает более сорока народов, численность которых превышает 200 млн. человек[1]. Тюркскими государствами являются: Турция, Турецкая Республика Северного Кипра, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Киргизстан. Кроме того, огромное количество тюрков проживают в Македонии, в Болгарии, в Молдавии, на Украине, в Грузии, в Иране, в России и в Китае. Все эти государства являются объектами патюркизма, целью которого является создание единого тюркского государства - Великий Туран.
Неопантюркизм условно можно разделить на два главных направления: углубление взаимоотношений и взаимодействия между тюркскими странами на основе пантюркизма и покровительство тюркским народам неимеющим, по тем или иным причинам, государственности. В данной статье планомерно раскрывается современный пантюркизм на уровне государств, не касаясь национальных меньшинств с тюркским происхождением. Для большей объективности представляется правильным провести дефиницию политики пантюркизма на уровне государств
97
по центрам притяжения: на Турцию и Россию.
Турция, как сильнейшее тюркское государство современности взяло на себя задачу объединения тюркских народов. Сразу же после всем известных Беловежских соглашений премьер-министр Турции Т. Озал провозгласил лозунг: «Великий Туркестан от Средиземного моря до Китайской стены». Его поддерживали и другие политики страны, все они сходились на идее образования «Великого Турана», или «Туранского пояса», т.е. геополитического альянса тюркских народов под эгидой Турции[2]. Данное заявление турецкого премьер-министра можно считать началом возрождения некогда великой турецкой империи, которая в настоящее время, в случае создания Великого Турана, потенциально может стать одной из сильнейших мировых держав.
В рамках своей продуманной внешней политики Турция начала проникновение в Европу, Центральную Азию и Закавказье сразу на нескольких направлениях, то есть на политическом, идеологическом и экономическом. При этом турецкое руководство использовало возможности госаппарата, разведки, активно подключало потенциал частного турецкого бизнеса, а также возможности различных общественных, религиозных и политических организаций.
Большую роль сыграло также содействие США. Данное содействие носит неофициальный характер и обусловлено проводимой на постсоветском пространстве политикой недопущения восстановления российского влияния на бывшие советские республики. Натовская Турция, исходя из своей принадлежности к тюркскому миру, а следовательно, и многоаспектной близости, естественно, идеально подходит для заполнения политического ваккума, создавшегося после распада СССР. В этой связи логичным представляется умеренная поддержка пантюркизама со стороны США, не приводящая к чрезмерному усилению турецкого государства, но плодотворная в виде барьера против России. Американцы особенно заинтересованы в ослаблении России на Кавказе и в Средней Азии, которые имеют стратегическую важность в деле снабжения Европы углеводородами.
Однако ни благоприятная геополитическая ситуация в Евразии, ни
98
поддержка со стороны США не позволили Турции в начале 1990-ых годов достаточно укрепиться в тюркском мире. В Анкаре поняли, что «штурмовые» способы утверждения позиций Турции в Евразии не работают, и намного плодотворнее будет последовательное усиление своего политического и экономического присутствия в тюрконаселенных странах и регинах[1]. Данная формула была положена в основу турецкой внешней политики по отношению к остальному тюрксому миру.
Исходя из выявленного пантюркистского стержня турецкой внешней политики по отношению к тюркским государствам, представляется правильным раскрыть его многоаспектное содержание.
На Кавказе единственное тюркское государство Азербайджан, сегодня является самым ярым последователем пантюркизма из всех тюркских государств и народов. Еще в 1989 году , будучи одним из лидеров Народного Фронта Азарбайджана, А. Алиев, в будущем первый президент независимого Азербайджана заявил: <<Мы стремимся снова подтвердить наш суверенитет и независимость и провозгласить турецкую демократическую республику Азарбайджана. Это стремление восьми миллионов азарбайджанских турок>>. Турция – это окно, которое смотрит на Запад для всех тюркских народов в Азии и Кавказских регионах…Наша цель – создание <<Великой Турции” или объединение всех турок за рубежом под эгидой Турции[4]>>.
В период правления Народного Фронта Азербайджана пантюркизм был выдвинут в ранг государственной идеологии, <<Серый волк>> стал символом официальной государственной идеологии, а лозунг <<у тюрка нет друга, кроме тюрка>> превратился в официальный лозунг государства. С приходом к власти Гейдара Алиева, сразу же был выдвинут лозунг <<Одна нация – два государств[5]>>, подразумевалось слияние мощи Турции и Азербайджана. В этой связи нужно отметить, что турецкие официальные круги никогда напрямую не высказывались в поддержку пантюркизма, опасаясь за свой имидж в Европе и боясь нового всплеска курдского сепаратизма, который может быть поддержан Россией, Китаем и Ираном в ответ на усиление Турции в тюрконаселенных регионах -, подконтрольных РФ и КНР, или поднятие вопроса иранских азербай-
99
джанцев. Однако этого нельзя сказать об Азербайджане, который с получением независимости напрямую заявляет о своей приверженности пантюркистским идеям. Переведя центр пантюркизма в Баку, руководители Турции намереваются ослабить сложившуюся напряженность в отношении курдского вопроса в Турции и отвести возможные негативные последствия, усиления пантюркизма от Турции на Азербайджан. Данный ход в шахматах называется <<вилк>>, т. е. при любом развитии ситуации в выигрыше остается Турция. Если пантюркизм будет успешно взаимоинтегрировать тюрок, то Турция как самое сильное тюркское государство де – факто станет ценром Турана, если же пантюркисткий <<эксперимен>> провалится, то под ударом будет не Турция, а Азербайджан, который в худшем случае потеряет окончательно Карабах, северные районы, населенные лезгинами и южные районы с талышским населением, а Турция в таком случае быстро подчинит себе Нахичевансую автономию, находящуюся итак, по статье 3 российско – турецкого мирного договора подписанного 16 марта 1921 года[6], под протекторатом Турции.
Но все же, официальный Баку не желает принимать вышесказанное в расчет. В 2008 году в Баку был проведен 11 – ый съезд тюркоязычных государств. По словам председателя Госкомитета Азербайджана по работе с азербайджанцами, проживающими за рубежом, Валеха Гаджиева, Азербайджан превращается в центр тюркского мира, который признает И. Алиева своим лидером[7]. Мы же не будем забывать о старой истине: на войне первая линия полка погибает, вторая остается калеками, а третья получает награды. Третьей в данной ситуации желает быть Турция, и это понятно.
Турецкий пантюркизм пытается также активно внедриться в различные сферы жизни и деятельности среднеазиатских государств. После развала Советского Союза лидеры Турции, Казахстана, Узбекистана, Туркмении и Киргизии заявили о создании федерации <<братских тюркских народо>>, участники которой обязались координировать свою политику в самых разных областях. В короткие сроки Анкара подписала соглашения о торговле и установила прямое авиасообщение с каж-
100
дой из этих республик. Турция выделила их студентам бесплатные стипендии для обучения в своих вузах. Агентство по тюркскому сотрудничеству и развитию (TIKA) оказывает самую разнообразную помощь <<тюркских>> государствам Средней Азии. Один из последних проектов TIKA - строительство зоопарка в Туркмении. Обитатели зоопарка - около 300 представителей фауны со всех уголков Земли. Живой музей, стоимостью 26 миллионов долларов на территории в 40 гектаров, принял первых посетителей в феврале 2007 года. Первый камень в строительство зоопарка заложил президент Туркмении Сапармурат Ниязов. На церемонии открытия турецкой текстильной фабрики под Ашхабадом Сапармурат Ниязов назвал Турцию любимой страной[8]. Этот факт широко комментировали в прессе, причем не только в туркменской, что было бы естественно, но и в турецкой. Книга туркменского президента "Рухнама", насаждаемая им как моральный кодекс туркменского народа, была переведена первым делом на турецкий. За последние двенадцать лет Турция инвестировала в Туркмению более миллиарда долларов. Турки строят в Ашхабаде элитные жилые комплексы, отели, заводы, бизнес-центры, разбивают парки. Турецкий бизнес доминирует в фармацевтическом секторе и текстильной промышленности. Примерно 90% туркменской хлопковой продукции экспортируется в Турцию, а уж оттуда в Европу. Недавно Туркменистан присоединился к проекту строительства альтернативного газопровода NABUCCO. Данный договор стал отправной точкой обновления Туркменской внешней политики от нейтралитета к прозападной и протурецкой ориентации. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что одним из факторов, а может быть и главным фактором, побуждающим и катализирующим все большее углубление турецко-туркменских отношений -, является пантюркизм.
Но если Туркменистан фактически идет на многостороннее углубление отношений с Турцией, включая и политическую составляющую, то проблемными для Турции остаются остальные 3 республики, колеблющиеся в своем выборе. В Казахстане, Узбекистане и Киргизии еще слабы позиции турецких пантюркистов в культуных, религиозных, эко-
101
номических аспектах, не говоря уже о политике. Однако и в этих направлениях проводится серьезная работа. Одна из религиозных структур, активно осваивающих постсоветскую Центральную Азию - организация "Нурджулар", выступающая за создание <<тюркской империи просвещенного шариата>> .Она открыла в этом регионе более тысячи лицеев. Представители <<Нурджулар>> появились в Средней Азии в составе группы турецких учителей в начале 1990-х, после подписания соглашения о сотрудничестве между министерствами образования Узбекистана и Турции. В 1993 году в Узбекистане открылся первый турецкий лицей, куда принимают детей из малообеспеченных и многодетных семей, а также сирот. Деятельность педагогов не ограничивается преподаванием турецкого языка. Учеников знакомят с речами основателя организации Фетхуллы Гюлена, который живет за пределами Турции из – за своих радикальных взглядов, однако по некоторым данным до настоящего времени поддерживается определенными влиятельными политическими кругами Турции. Особое внимание проповедники <<Нурджулар>> уделяют одаренным школьникам, которые в будущем сами могли бы стать активистами секты. Фетхулла Гюлен является совладельцем также телеканала, который постоянно демонстрирует передачи о турецких школах в Средней Азии. Телезрителю предлагается умилиться при виде учеников, которые поют турецкий гимн и поднимают турецкий флаг. Однако мало кто понимает, что деятельность <<Нурджулар>> хорошо законспирирована. Детей учат турецкому языку для того, чтобы культивировать в молодежной среде идеи крайнего исламизма и пантюркизма. Наиболее успешных учеников отправляют учится в Турцию. Так, из Киргизстана в Турции проходят обучение около 900 студентов, а из Узбекистана – 2000 студентов. Однако в 2009 году все они были отозваны президентом РУ Исламом Каримовым, из – за фактов вербовки некоторых узбекских студентов в ряды радикальных исламистских и пантюркистских организаций.
Нежелание стать младшим братом Турции и некоторые культурные и религиозные различия среднеазиатских государств и Турции, а также многовековая ориентация на Россию привели к вхождению 3 средне-
102
азиатских государств в ОДКБ и ШОС, что делает практически невозможным серьезное усиление Турции и пантюркистских организаций в Казахстане, Киргизстане и Узбекистане. Из 4 среднеазиатских республик исключение составил Туркменистан, поначалу нейтральный, а сегодня уже одной ногой в Турецком блоке тюркских государств.
Ознакомившись с классическим турецким варинтом пантюркизма - перейдем ко второму центру пантюркизма, которым стала Российская Федерация. Российский пантюркизм - явление новое, имеющее своей целью абсорбацию пантюркизма как доктрины, идеологии и проекта. Идея абсорбации идеологий имеет корни не только в российской историко-политической практике, но и находит аналоги, например, в британской политике, которая не редко трансформировала враждебные для Великобритании движения[3], по принципу: не можешь противостоять - возглавь. В настоящее время в России возникла идея вытеснить Турцию из пантюркистского проекта, и сделать Россию центром притяжения и лидером не только государств тюркских народов, но и самой доктрины пантюркизма[3]. Российские интеллектуалы пытаются сформулировать идею пантюркизма как самостоятельную для политики России доктрину, привязанную на ее интересы. При этом выясняется, что пантюркизм в данной <<российской>> трактовке может иметь в роли политического центра Москву, а культурно-лингвистического центра столицу Татарстана – Казань или верного союзника России по ОДКБ, ШОС и Таможенному Союзу - Казахстан. Причем, второй вариант является более жизнеспособным и выполнимым.
Казахстан явился тем недостающим звеном в деле восстановления российского влияния в Средней Азии. Крепко привязав Казахстан экономически и военно-политически, Россия стремится углубить свое влияние в Узбекистане и Кыргызстане именно через Казахстан, а также переместить очаг пантюркизма из Турции в Среднюю Азию, под свой контроль. Этому способствуют проекты организации ряда особых экономических районов (ОЭР) на границе Казахстана с Кыргызстаном и Узбекистаном. В ОЭР начнется единение народов Центрально - Азиатских стран, поскольку совладельцами станут узбеки, кыргызы, туркме-
103
ны, таджики, турки, уйгуры, каракалпаки[9]. Учитывая тот факт, что данные ОЭР будут находится на границе Таможенного Союза России – Белоруси – Казахстана, то нетрудно догадаться кто будет стоять во главе этого единения тюрков на экономическом фундаменте. Немалая работа проводится и в сфере культуры. А именно: на 5-ом съезде Всемирной ассамблеи тюркских народов (ВАТН), состоявшейся в санатории «Бирколик» Толебийского района Южно-Казахстанской области 3 - 5 ноября 2007 г, было принято решение одобрить методику академика Б. Каримова по созданию общетюркского языка «Ортатюрк»[1]. Нужно отметить, что это постановление открыто противопоставляется политике популяризации современного турецкого языка, проводимой Анкарой, и являющейся основным и начальным этапом единения тюрков с центром - Турцией. Также планируется строительство культурно – исторического центра тюрских народов – города Туран. Этот объект-городок должен стать местом притяжения для всех тюрков, местом их духовного единения и располагаться в центре тюркского мира. Главным достоянием городка Туран станет монументальный памятник, посвященный тюркскому народу, условно названный «Кок Тюрк» - так назывались тюрки второго тюркского каганата. В его создании будет участвовать весь тюркский мир, будет объявлен всетюркский конкурс и сбор средств на его возведение. При нем будет организован музей тюркских народов, многочисленные культурно-развлекательные объекты. Наряду с этими объектами, предусмотрено сооружение в перспективе дворца «Тюркского единства», торгово-развлекательного центра «Казыгурт», караван-сарая, мечети и других объектов[1].
Все вышеперечисленные проекты являются ни чем иным, как попытками абсорбировать враждебный пантюркизм с центром в Турции, превратив его в инструмент укрепления российских позиций сначала в Средней Азии, а в перспективе и во всем тюркском мире.
Пантюркизм, и его современная модель, получившая название неопантюркизм, развивающийся уже более столетия, являлся, является и будет являться очагом напряженности в мировой политике. На протяжении развития идей пантюркизма непременно находились стороны, поддерживающие его, всеобъемлюще или в определенных рамках, и
104
стороны относящиеся враждебно к данной идеологии. Естественно, между двумя сторонами вспыхивали конфликты, меняющие расстановку сил на политической карте. После конфликтов и переделов сфер влияния наступала фаза затишья - затишья перед новой бурей. Сегодня мы можем наблюдать относительное затишье в тюркском мире, которое непременно завершиться новым переделом сфер влияния. Осталось только набраться терпения.
Литература:
- Движение интеграции тюркских народов и Казахстан http://tatpolit.ru/category/zvezda/2008-01-14/572
- Тюркский фактор во внешней политике Турции: современные тенденции http://www.idmedina.ru/books/materials/turkology/1/turk_terehov.htm
- Планы и идеи пантюркизма http://geopolitica.ru/Articles/238/
4. ПАНТЮРКИЗМ, ПАНТУРАНИЗМ. НАЦТЕРАПИЯ, http://atropat.narod.ru/tolosh-gazeti/tolosh4/tolosh402.html
- Баку официально становится центром пантюркизма, http://tolishpress.org/news/93.html
- О деятельности Турции в Нахичеване http://www.bvahan.com/armenianway/AW/igor_muradian/turk_azer/4.html
- Андрей Тищенко ПАНТЮРКИЗМ: ТУРЦИЯ - АЗЕРБАЙДЖАН – ГАГАУЗИЯ, http://www.regnum.ru/news/966285.html
- Новый Туран в легендах и наяву: удастся ли Турции объединить всех тюрков мира под одним полумесяцем, http://analitika.at.ua/news/2009-06-01-9029
- Всемирная ассамблея тюркских народов создает проект «Тюркский пояс стабильности ЕврАзии» http://rus.kabar.kg/2008/12/10/vsemirnaya-assambleya-tyurkskix-narodov-sozdaet-proekt-tyurkskij-poyas-stabilnosti-evrazii
Материал четвертой годичной научной конференции РАУ, сборник научных статей, часть 1, Издательство РАУ, 2010, Ереван,
105