Неопантюркизм : Азербайджан и Центральная Азия




Единство  в  языке,  мыслях  и  делах.
Исмаил  Гаспринский

Распад СССР и образование самостоятельных тюркских государств,  вместе  с  уходом  Москвы  из  Восточной  Европы,  стал  тем  заветным  долгожданным  импульсом,  которого  ждали  пантюркисты  всего  мира.  Пантюркизм,  зародившийся  в конце  XIX  века,  приспособился  к  новым  условиям  и  вызовам  начала  1990-ых  годов.  С  этого  времени  правомерно  говорить  о  совершенно  новом  этапе  развития  пантюркистских  идей.

В настоящее время тюркская языковая семья насчитывает более сорока народов, численность которых превышает 200 млн. человек[1]. Тюркскими  государствами  являются:  Турция,  Турецкая  Республика  Северного  Кипра,  Азербайджан,  Казахстан,  Туркменистан,  Узбекистан,  Киргизстан.  Кроме  того,  огромное  количество  тюрков  проживают  в  Македонии,  в  Болгарии,  в  Молдавии,  на  Украине,  в  Грузии,  в  Иране,  в  России  и  в  Китае.  Все  эти  государства  являются  объектами  патюркизма,  целью  которого  является  создание  единого  тюркского  государства - Великий  Туран.

Неопантюркизм  условно  можно  разделить  на  два  главных  направления:  углубление  взаимоотношений  и  взаимодействия  между  тюркскими  странами  на  основе  пантюркизма  и  покровительство  тюркским  народам  неимеющим,  по  тем  или  иным  причинам,  государственности.   В  данной  статье  планомерно  раскрывается  современный  пантюркизм  на  уровне  государств,  не  касаясь  национальных  меньшинств  с  тюркским  происхождением.  Для  большей  объективности  представляется  правильным  провести  дефиницию  политики  пантюркизма  на  уровне  государств

97

по  центрам притяжения:  на Турцию  и  Россию.  

Турция,  как  сильнейшее  тюркское  государство  современности  взяло  на  себя  задачу  объединения    тюркских  народов.  Сразу же после всем известных Беловежских соглашений премьер-министр Турции Т. Озал провозгласил лозунг: «Великий Туркестан от Средиземного моря до Китайской стены». Его поддерживали и другие политики страны, все они сходились на идее образования «Великого Турана», или «Туранского пояса», т.е. геополитического альянса тюркских народов под эгидой Турции[2].  Данное  заявление  турецкого  премьер-министра можно  считать  началом  возрождения  некогда  великой  турецкой  империи,  которая  в  настоящее  время,  в  случае  создания  Великого  Турана,  потенциально  может  стать  одной  из  сильнейших  мировых  держав.

В рамках своей продуманной внешней политики Турция начала проникновение в Европу,  Центральную Азию и Закавказье сразу на нескольких направлениях, то есть на политическом, идеологическом и экономическом. При этом турецкое руководство использовало возможности госаппарата,  разведки, активно подключало потенциал частного турецкого бизнеса, а также возможности различных общественных, религиозных и политических организаций.

Большую  роль  сыграло  также  содействие  США.  Данное  содействие  носит  неофициальный  характер  и  обусловлено  проводимой  на  постсоветском  пространстве  политикой  недопущения  восстановления  российского  влияния  на  бывшие  советские  республики.  Натовская  Турция,  исходя  из  своей  принадлежности  к  тюркскому  миру,  а  следовательно,  и  многоаспектной  близости,  естественно,  идеально  подходит  для  заполнения  политического  ваккума,  создавшегося  после  распада  СССР.  В  этой  связи  логичным  представляется  умеренная  поддержка  пантюркизама  со  стороны  США,  не  приводящая  к  чрезмерному  усилению  турецкого  государства,  но  плодотворная  в  виде  барьера  против  России.  Американцы  особенно  заинтересованы  в  ослаблении  России  на  Кавказе  и  в  Средней  Азии,  которые  имеют  стратегическую  важность  в  деле  снабжения  Европы  углеводородами.

Однако  ни благоприятная  геополитическая  ситуация  в  Евразии, ни 
98

поддержка  со стороны  США  не  позволили  Турции  в  начале  1990-ых  годов  достаточно  укрепиться  в  тюркском  мире.  В Анкаре поняли, что «штурмовые» способы утверждения позиций Турции в Евразии не работают, и намного  плодотворнее  будет  последовательное усиление своего политического и экономического присутствия  в  тюрконаселенных  странах  и  регинах[1].  Данная  формула  была  положена  в  основу  турецкой  внешней  политики  по  отношению  к  остальному  тюрксому  миру.

Исходя  из  выявленного  пантюркистского  стержня  турецкой  внешней  политики  по  отношению  к  тюркским  государствам, представляется  правильным  раскрыть  его  многоаспектное  содержание.

На  Кавказе  единственное  тюркское  государство  Азербайджан,  сегодня  является  самым  ярым  последователем  пантюркизма  из  всех  тюркских  государств  и  народов.  Еще в 1989 году , будучи одним из лидеров Народного Фронта Азарбайджана, А. Алиев,  в  будущем  первый  президент  независимого  Азербайджана  заявил:  <<Мы стремимся снова подтвердить наш суверенитет и независимость и провозгласить турецкую демократическую республику Азарбайджана. Это стремление восьми миллионов азарбайджанских турок>>.  Турция – это окно, которое смотрит на Запад для всех тюркских народов в Азии и Кавказских регионах…Наша цель – создание <<Великой Турции” или объединение всех турок за рубежом под эгидой Турции[4]>>.

В период правления Народного Фронта Азербайджана пантюркизм был выдвинут в ранг государственной идеологии, <<Серый волк>> стал символом официальной государственной идеологии, а лозунг <<у тюрка нет друга,  кроме тюрка>> превратился в официальный лозунг государства. С  приходом  к  власти  Гейдара  Алиева,  сразу  же  был  выдвинут  лозунг  <<Одна  нация – два  государств[5]>>,  подразумевалось  слияние  мощи  Турции  и  Азербайджана.  В  этой  связи  нужно  отметить,  что  турецкие  официальные  круги  никогда  напрямую  не  высказывались  в  поддержку  пантюркизма,  опасаясь  за  свой  имидж  в  Европе  и  боясь  нового  всплеска  курдского  сепаратизма,  который  может  быть  поддержан  Россией,  Китаем  и  Ираном  в  ответ  на  усиление  Турции  в  тюрконаселенных  регионах -, подконтрольных  РФ  и  КНР,  или  поднятие  вопроса  иранских  азербай-

99

джанцев.  Однако  этого  нельзя  сказать  об  Азербайджане,  который  с  получением  независимости  напрямую  заявляет  о  своей  приверженности  пантюркистским  идеям.  Переведя центр пантюркизма в Баку, руководители Турции намереваются ослабить сложившуюся напряженность в отношении курдского вопроса в Турции  и  отвести  возможные  негативные  последствия,  усиления  пантюркизма  от  Турции    на  Азербайджан.  Данный  ход  в  шахматах  называется  <<вилк>>,  т. е. при  любом  развитии  ситуации  в  выигрыше  остается  Турция.  Если  пантюркизм  будет  успешно  взаимоинтегрировать  тюрок,  то  Турция  как  самое  сильное  тюркское  государство  де – факто  станет  ценром  Турана,  если  же  пантюркисткий  <<эксперимен>>  провалится,  то  под  ударом  будет  не  Турция,  а  Азербайджан,  который  в  худшем  случае  потеряет  окончательно  Карабах,  северные  районы,  населенные  лезгинами  и  южные  районы  с  талышским  населением,  а  Турция  в  таком  случае  быстро  подчинит  себе  Нахичевансую  автономию,  находящуюся  итак,  по  статье  3  российско – турецкого  мирного  договора  подписанного  16 марта  1921  года[6],  под  протекторатом  Турции.

Но  все  же,  официальный  Баку  не  желает  принимать  вышесказанное  в  расчет.  В  2008  году  в  Баку  был  проведен  11 – ый  съезд  тюркоязычных  государств.  По  словам  председателя Госкомитета Азербайджана по работе с азербайджанцами, проживающими за рубежом, Валеха  Гаджиева,  Азербайджан  превращается  в  центр  тюркского  мира,  который  признает  И.  Алиева  своим  лидером[7].  Мы  же  не  будем  забывать  о  старой  истине:  на  войне  первая  линия  полка  погибает,  вторая  остается  калеками,  а  третья  получает  награды.  Третьей  в  данной  ситуации  желает  быть  Турция,  и  это  понятно.

Турецкий  пантюркизм  пытается  также  активно  внедриться  в  различные  сферы  жизни  и  деятельности  среднеазиатских  государств.  После развала Советского Союза лидеры Турции, Казахстана, Узбекистана, Туркмении и Киргизии заявили о создании федерации <<братских тюркских народо>>, участники которой обязались координировать свою политику в самых разных областях. В короткие сроки Анкара подписала соглашения о торговле и установила прямое авиасообщение с каж-

100

дой из этих республик. Турция выделила их студентам бесплатные стипендии для обучения в своих вузах.  Агентство по тюркскому сотрудничеству и развитию (TIKA) оказывает самую разнообразную помощь <<тюркских>> государствам  Средней  Азии.  Один из последних проектов TIKA - строительство зоопарка в Туркмении.  Обитатели зоопарка - около 300 представителей фауны со всех уголков Земли. Живой музей, стоимостью 26 миллионов долларов на территории в 40 гектаров,  принял первых посетителей в феврале 2007 года. Первый камень в строительство зоопарка заложил президент Туркмении Сапармурат Ниязов.  На церемонии открытия турецкой текстильной фабрики под Ашхабадом Сапармурат Ниязов назвал Турцию любимой страной[8]. Этот факт широко комментировали в прессе, причем не только в туркменской, что было бы естественно, но и в турецкой. Книга туркменского президента "Рухнама", насаждаемая им как моральный кодекс туркменского народа,  была переведена первым делом на турецкий. За последние двенадцать лет Турция инвестировала в Туркмению более миллиарда долларов. Турки строят в Ашхабаде элитные жилые комплексы, отели, заводы, бизнес-центры, разбивают парки. Турецкий бизнес доминирует в фармацевтическом секторе и текстильной промышленности. Примерно 90% туркменской хлопковой продукции экспортируется в Турцию, а уж оттуда в Европу.   Недавно  Туркменистан  присоединился  к  проекту  строительства  альтернативного  газопровода  NABUCCO.  Данный  договор  стал  отправной  точкой  обновления  Туркменской  внешней  политики  от  нейтралитета  к  прозападной  и  протурецкой  ориентации.  Из  вышеперечисленного  можно  сделать  вывод,  что  одним  из  факторов,  а  может  быть  и  главным  фактором,  побуждающим  и  катализирующим  все  большее  углубление  турецко-туркменских  отношений -, является  пантюркизм.

Но  если  Туркменистан  фактически  идет  на  многостороннее  углубление  отношений  с  Турцией,  включая  и  политическую  составляющую,  то  проблемными  для  Турции  остаются  остальные  3  республики,  колеблющиеся  в  своем  выборе.  В  Казахстане,  Узбекистане  и  Киргизии  еще  слабы  позиции  турецких  пантюркистов  в  культуных,  религиозных,  эко-

101

номических  аспектах,  не  говоря  уже  о  политике.  Однако  и  в  этих  направлениях  проводится  серьезная  работа.  Одна из религиозных структур, активно осваивающих постсоветскую Центральную Азию - организация "Нурджулар", выступающая за создание <<тюркской империи просвещенного шариата>>  .Она открыла в этом регионе более тысячи лицеев. Представители <<Нурджулар>> появились в Средней Азии в составе группы турецких учителей в начале 1990-х, после подписания соглашения о сотрудничестве между министерствами образования Узбекистана и Турции. В 1993 году в Узбекистане открылся первый турецкий лицей, куда принимают детей из малообеспеченных и многодетных семей, а также сирот.  Деятельность педагогов не ограничивается преподаванием турецкого языка. Учеников знакомят с речами основателя организации Фетхуллы Гюлена, который живет за пределами Турции  из – за  своих  радикальных  взглядов,  однако  по  некоторым  данным  до  настоящего  времени  поддерживается  определенными  влиятельными  политическими  кругами  Турции. Особое внимание проповедники <<Нурджулар>> уделяют одаренным школьникам, которые в будущем сами могли бы стать активистами секты. Фетхулла Гюлен является совладельцем  также   телеканала, который постоянно демонстрирует передачи о турецких школах в Средней Азии. Телезрителю предлагается умилиться при виде учеников, которые поют турецкий гимн и поднимают  турецкий флаг. Однако мало кто понимает, что деятельность  <<Нурджулар>>  хорошо законспирирована. Детей учат турецкому языку для того, чтобы  культивировать в молодежной среде идеи крайнего исламизма  и  пантюркизма.  Наиболее  успешных  учеников  отправляют  учится  в  Турцию.  Так,  из  Киргизстана  в  Турции  проходят  обучение  около  900  студентов,   а  из  Узбекистана – 2000  студентов.  Однако  в  2009  году  все  они  были  отозваны  президентом  РУ  Исламом  Каримовым,  из – за  фактов  вербовки  некоторых  узбекских  студентов  в  ряды  радикальных  исламистских  и  пантюркистских  организаций.

Нежелание  стать  младшим  братом  Турции  и  некоторые  культурные  и  религиозные  различия  среднеазиатских  государств  и Турции,  а  также  многовековая  ориентация  на  Россию  привели  к  вхождению  3  средне-

102

азиатских  государств  в  ОДКБ  и  ШОС,  что  делает  практически  невозможным  серьезное  усиление  Турции  и  пантюркистских  организаций  в  Казахстане,  Киргизстане  и  Узбекистане.  Из   4  среднеазиатских  республик  исключение  составил  Туркменистан,  поначалу  нейтральный,  а  сегодня  уже  одной  ногой  в  Турецком  блоке  тюркских  государств.

Ознакомившись  с  классическим  турецким  варинтом  пантюркизма -  перейдем  ко  второму  центру  пантюркизма,  которым  стала  Российская  Федерация.  Российский  пантюркизм - явление  новое,  имеющее  своей  целью  абсорбацию пантюркизма как доктрины, идеологии и проекта. Идея абсорбации  идеологий  имеет корни не только в российской историко-политической практике, но и находит аналоги, например, в британской политике, которая не редко трансформировала враждебные для Великобритании движения[3],  по  принципу:  не  можешь  противостоять - возглавь.  В настоящее время в России возникла идея вытеснить Турцию из пантюркистского проекта, и сделать Россию центром притяжения и лидером не только государств тюркских народов, но и самой  доктрины пантюркизма[3]. Российские интеллектуалы пытаются сформулировать идею пантюркизма как самостоятельную для политики России доктрину, привязанную на ее интересы. При этом выясняется, что пантюркизм в данной  <<российской>> трактовке может  иметь в роли политического центра Москву,  а   культурно-лингвистического центра столицу Татарстана – Казань  или  верного  союзника  России  по  ОДКБ,  ШОС  и  Таможенному  Союзу - Казахстан.  Причем,  второй  вариант  является  более  жизнеспособным  и  выполнимым. 

Казахстан  явился  тем  недостающим  звеном  в  деле  восстановления  российского  влияния  в  Средней  Азии.  Крепко  привязав  Казахстан  экономически  и  военно-политически,  Россия  стремится  углубить  свое  влияние  в  Узбекистане  и  Кыргызстане  именно  через  Казахстан,  а  также  переместить  очаг  пантюркизма  из  Турции  в  Среднюю  Азию,  под  свой  контроль.  Этому  способствуют  проекты  организации  ряда особых экономических районов (ОЭР) на границе  Казахстана  с  Кыргызстаном  и  Узбекистаном. В  ОЭР  начнется единение народов Центрально - Азиатских стран, поскольку совладельцами станут узбеки, кыргызы, туркме-

103

ны, таджики, турки, уйгуры, каракалпаки[9].  Учитывая  тот  факт,  что  данные  ОЭР  будут  находится  на  границе  Таможенного  Союза  России – Белоруси – Казахстана,  то  нетрудно  догадаться  кто  будет  стоять  во  главе  этого  единения  тюрков  на  экономическом  фундаменте.  Немалая  работа  проводится  и  в  сфере  культуры.  А  именно:  на  5-ом съезде Всемирной ассамблеи тюркских народов (ВАТН),  состоявшейся  в  санатории «Бирколик» Толебийского района Южно-Казахстанской области 3 - 5 ноября 2007 г,  было  принято  решение  одобрить  методику  академика Б. Каримова по созданию общетюркского языка «Ортатюрк»[1].  Нужно  отметить,  что  это  постановление  открыто  противопоставляется  политике  популяризации  современного  турецкого  языка,  проводимой  Анкарой,  и  являющейся  основным  и  начальным  этапом  единения  тюрков  с  центром - Турцией.  Также  планируется  строительство  культурно – исторического  центра  тюрских  народов – города  Туран.  Этот объект-городок должен стать местом притяжения для всех тюрков, местом их духовного единения и располагаться в центре тюркского мира.  Главным достоянием городка Туран станет монументальный памятник, посвященный тюркскому народу, условно названный «Кок Тюрк» - так назывались тюрки второго тюркского каганата.  В его создании будет участвовать весь тюркский мир, будет объявлен всетюркский конкурс и сбор средств на его возведение.  При нем будет организован музей тюркских народов, многочисленные культурно-развлекательные объекты.  Наряду с этими объектами, предусмотрено сооружение в перспективе дворца «Тюркского единства», торгово-развлекательного центра «Казыгурт», караван-сарая, мечети и других объектов[1].

Все  вышеперечисленные  проекты  являются  ни  чем  иным,  как  попытками    абсорбировать  враждебный  пантюркизм  с  центром  в  Турции,  превратив  его  в  инструмент  укрепления  российских  позиций  сначала  в  Средней  Азии,  а  в  перспективе  и  во  всем  тюркском  мире.

Пантюркизм,  и  его  современная  модель,  получившая  название  неопантюркизм,  развивающийся  уже  более  столетия, являлся,  является  и  будет  являться  очагом  напряженности  в  мировой  политике. На  протяжении  развития  идей  пантюркизма  непременно  находились  стороны,  поддерживающие  его,  всеобъемлюще  или  в  определенных  рамках, и 

104

стороны  относящиеся  враждебно  к  данной  идеологии.  Естественно,  между  двумя  сторонами  вспыхивали  конфликты,  меняющие  расстановку  сил  на  политической  карте.  После  конфликтов  и  переделов  сфер  влияния  наступала  фаза  затишья - затишья  перед  новой  бурей.  Сегодня  мы  можем  наблюдать  относительное  затишье  в  тюркском  мире, которое  непременно  завершиться  новым  переделом  сфер  влияния.  Осталось  только  набраться  терпения.

Литература:

  1. Движение интеграции тюркских народов и Казахстан  http://tatpolit.ru/category/zvezda/2008-01-14/572
  2. Тюркский фактор во внешней политике Турции: современные тенденции  http://www.idmedina.ru/books/materials/turkology/1/turk_terehov.htm
  3. Планы и идеи пантюркизма  http://geopolitica.ru/Articles/238/
4.      ПАНТЮРКИЗМ, ПАНТУРАНИЗМ. НАЦТЕРАПИЯ,  http://atropat.narod.ru/tolosh-gazeti/tolosh4/tolosh402.html
  1. Баку официально становится центром пантюркизма,  http://tolishpress.org/news/93.html
  2. О деятельности Турции в Нахичеване  http://www.bvahan.com/armenianway/AW/igor_muradian/turk_azer/4.html
  3. Андрей Тищенко  ПАНТЮРКИЗМ: ТУРЦИЯ - АЗЕРБАЙДЖАН – ГАГАУЗИЯ,  http://www.regnum.ru/news/966285.html
  4. Новый Туран в легендах и наяву: удастся ли Турции объединить всех тюрков мира под одним полумесяцем,  http://analitika.at.ua/news/2009-06-01-9029
  5. Всемирная ассамблея тюркских народов создает проект «Тюркский пояс стабильности ЕврАзии» http://rus.kabar.kg/2008/12/10/vsemirnaya-assambleya-tyurkskix-narodov-sozdaet-proekt-tyurkskij-poyas-stabilnosti-evrazii

Материал четвертой  годичной  научной  конференции РАУ,  сборник  научных  статей,  часть  1,  Издательство  РАУ,  2010,  Ереван, 

                                                                                                                       105