Данная
работа посвящена одной
из армянских национальных
идеологий – идеологии нацонально
– освободительного движения сформулированной Езником
Кохбаци. Она получила
свое оформление в
тяжелый период, когда
решался вопрос сохранения
национальной самобытности. В
работе рассматривается роль
учения Езника Кохбаци
в контексте сохранения
национальной идентичности. Раскрываются
основные ценности, нормы и
идеалы ставшие фундаментом
идеологической концепции.
Подробно раскрываются основные
положения данной концепции.
В ходе анализа
производится градация этапов
воздействия идеологии и фиксируется ее рольв истории Армении.
Идеология – это утверждения
относительно ценностей и
фактов, актуальных для
конкретной социальной группы
или общества в
целом, и выражающих
их интересы([1], [227]). Одной
из таких идеологий
актуальных для армянской
нации и выражающей
национальные интересы явилась
идеология национально – освободительной борьбы
Езника Кохбаци.
Деление идеологии на
структурные элементы, объективно
носит лишь условный
характер, на всех
уровнях во всех
проявлених элементы идеологии
выступают в непрерывном единстве.
Специалисты данной
сферы по – разному относятся
к вопросу структурной
градации идеологии. На
наш взгляд оптимальным
является деление идеологии на
четыре элемента: ценности, нормы, идеалы и
концепцию([2], [16]).
Базисным структурным
элементом идеологии является
понятие ценностей. Ценности – это не
любая значимость явления, а
его положительная значимость,
которая своим истоком
имеет человека([2], [17]). Проецируя
данное определение на
армянскую действительность середины
V-ого века,
мы приходим к выводу
о том, что
исконно армянскими ценностями,
имеющими положительную значимость
и нашедшими свое
выражение в жизни
и деятельности армянского
народа являются: армянский
язык, культура, национальная христианская
религия, а в
более общем виде
национальная идентичность. Вышеуказанные национальные ценности,
отражаясь в сознании
людей трансформируются в
ценностные ориентации. Ценностные
ориетации – это отношения человека
к социальным ценностям,
выступающие в качестве
регуляторов его поведения([2], [17]). У
общества или нации
имеется много ценностных ориентаций,
среди которых для
армян, важнейшим, учитывая национальную
специфику, является защита
нацинальных ценностей от
посягательства внешних сил.
Большое значение
такого явления как
идеология имеют высшие
ценности – идеалы. Без идеалов
не может обходиться
ни одна идеология.
Идеал – это образец, понятие
совершенства, высшая цель
стремлений([2], [17]).
Учитывая армянские нацинальные
особенности, национальной идеей
выражающей единодушное стремление
всего народа, являлось
создание собственного государства.
Эта задача красной
нитью проходит через
всю историю армянского
народа. Именно идеал
является своего рода
ориентиром, без которого
не мыслим ни
один сколько – нибудь серьезный
социально – политический
прогресс. На примере
истории Армении мы
много раз убеждались
в истине данного
тезиса. Идеал – собственное государство - всегда был
тем побудительным факором,
к которому были направлены все
усилия армянской нации.
Из
принятых в обществе
представлений о ценностях
формируются нормы. Норма – это
общепризнанная совокупность требований
регулирующих поведение людей.
Нормы подразделяются на
внутренние нормы, которые
формирует религия, и
внешние([2], [16]). В нашем
случае, нужно отметить
единство самой политической
составляющей идеологии с
христианскими мотивами, что
приводит и к
взаимоинтеграции двух видов
нормативного поведения в
единую, более прочную
материю.
И
наконец, в структуру
идеологии необходимо включить
ее теоретическую основу – соответсвующую концепцию
без которой не
может существовать ни
одна идеология([2], [20]). В
своей концепции Е. Кохбаци объединяет
все вышеперечисленные структурные
компоненты идеологии в
одну единую логически
обоснованную идейную систему
и подвергает резкой
критике два основных
столпа идеологии Сасанидов:
широко распространенного понимания
предопределения и дуалистического религиозно-философского учения.
Представление о
“предопределении” являлось одним
из главных идейных
инструментов как поддержания
внутриполитической стабильности, так
и ведения экспансионистской политики
Сасанидского Ирана. Понимание
“Предопределения” базировалось на
учении Халдейских астрологов, которые
“причиной рождения и
смерти признавали звезды,
якобы живые, будто
бы когда кто-то
рождается в тот же час
определяется его жизнь,
смерть и судьба,
и всегда и
всюду и всякий
раз безошибочно.” ([3], [103]).
Согласно Кохбаци,
в действительности человеческие
поступки не предопределены а
являются результатом проявления
свободной воли человека.
В противном случае
окажутся бессмысленными и
излишними все существующие
общественно-политические и правовые
институты, в том
числе институт правосудия([4], [281]), в
своей совокупности призванные
регулировать общественные отношения,
утверждать в обществе
справедливость и верховенство
закона. “Если события
происходили бы по
предопределению, то не было бы
необходимости, чтобы цари
выносили смертный приговор, а
судьи пытали и
подвергали казни убийцу.
Между тем, наказывая,
они подтверждают, что
зло происходит не по
предопределению, а по
злой воле людей.” ([3], [87]). Кроме
того, пишет Кохбаци,
сын царя невсегда
может стать царем,
однако почти всегда
царем становится сын
царя наследующего отцовский
престол. Значит предопределение, заключает
Кохбаци, не является
определяющим жизнь фактором,
определяющим же является
свободная воля человека,
и за человеком стоит
оканчательный выбор.
Вторым
столпом персидской идеологии
являлось положение о
субстанциональном
происхождении добра и
зла. Основой данного
положения является миф
о создании мира,
По которому у
некоего Зрвана, который
существовал, когда еще не было
ни неба, ни
земли и ни
какого-либо другого творения, зачались два сына, один Ормизд –
доброе начало,сотворивший все
существущее, а другой
Армн – злое начало. Это
означало, что зло
существует согласно природе
и закону.
В
сфере политики, данное
положение вылилось в
оправдание всех преступлений,
правонарушений, насилия, паробощения
и т.д. ([4], [281]). В
таком случае борьба
против зла становится
невозможным и бессмысленным, ибо
люди не в
состоянии противостоять божественной
воле. Анализируя политический
аспект данной проблемя,
мы приходим к
выводу, что в
конкретно – исторический
период злом для
армянского являлась военно – политическая и
религиозная политика Ирана.
Субстанциональное восприятие зла
подводило армян к
выводу о нецелесообразности, бесправии
и бессилии сопротивления
злу, что изнутри
разъедало потерявший государственность разделенный
народ. Данное толкование
зла было неприемлимо.
В связи с
этим, Е. Кохбаци
последовательно обосновывает мысль,
что зло не
есть природное начало,
ибо оно не
присуще ни неорганическому, ни
растительному, ни животному
миру, “Никогда из
одного и того
же источника не берут
начало два потока,
один сладкий, а
другой горький, и
не рождается от
одного и того
же деревадва плода,
один сладкий, а
другой горький. И
по сему, если
Зрвана знают сладким
плодом, то не
должны признать от
него горький плод – Армна.
А если Зрвана считают
горьким плодом, тогда
нет причины от
него выводить сладкий – Ормизда. Приходит
случай напомнить им
божественное слово, которое
гласит: “Либо создадите
дерево сладким и
будет плод его
сладок, либо создадите
дерево горьким и
будет плод его
горе, ибо от
дерева познается его
плод.... Мы никогда
не видели, чтобы
коровы породили ослов,
а ослы – быков, и
не видели, чтобы
волки породили овец,
а овцы – лисиц не было также
случая, чтобы львы
породили лошадей или
же лошади – змей. Итак,
если Зрван являлся
быком, то как
он породил Армна – скорпина? Если
он был волком,
то почему он
породил Ормизда – ягненка? Не
есть ли это
поистине измышления человеческого
ума?” ([3], [88-89]). Зло, однако,
присуще только человеческому
обществу. Кохбаци пишет,
“ если зло существует
по природе, то
законодатель не должен
учреждать законы и
князья не должны
наказывать злодея. Зачем
наказывать того, кто
не по собственной
воле является злодеем,
в отношении которого
должно быть не
наказание, а сострадание.” ([3], [92]). В
действительности же, жизнь
показывает обратное. Кохбаци пишет:
“Мы видим, что царь требует мести
при нарушении установленных им
законов.....судья заключает в
оковы и пытает
воров и разбойников,
чтобы устранить зло...” ([3], [93-94]).
Источником же
всех зол общества Кохбаци считает свободную волю
человека, свободу выбора,
которую человек использует
не на пользу
обществу, а наоборот
во вред. Прежде чем
сделать что – либо человек
встает перед выбором
добра и зла,
и если он по своей
воле выбирает зло,
то естественно, что
нужно наказать этого
человека. Данная тезис идет
вразрез с тезисом
о божественном происхождении
зла, и обосновывает необходимость
борьбы с многогранными
проявлениями зла, в
том числе и
в социальной сфере.
О
борьбе со “злом”
в политической сфере Езник Кохбаци
пишет: “Если захватчик
нападает на страну,
чтобы грабить и
убивать людей, что
же, не должны
ли они собирать
войско и составлять
полки для изгнания захватчика
из страны? Что
же, пусть разрешат
ему, говоря – если предопределено роком, чтобы
захватчик опустошал страну,
зачем нам идти
против судьбы? Однако
люди, составляя войско
и изгоняя врага
из страны показывают,
что убийства происходят
не по предопределению рока,
а по наущению
злой воли захватчика,
который, вторгнувшись, алочно
разрушает страну, грабя
ее достояния и
богатства.” ([3], [106]).
Подобное видение
имело большое значение
в период идейно-политической агрессии
Ирана, так как
идея божественного происхождения
зла и предопределения подводили
к мысли о бессилии и
неоправданности
противостояния агрессии чужеземных
захватчиков, что по
сути означало бросить
вызов традиционному порядку
вещей. Однако, если
агрессия – это проявление злой
воли людей и
не предопределенной свыше,
то народ ставший
объектом агрессии, т.е.
зла, не только
может выгнать врага
за пределы своей
страны, но и
должен сделать это,
для установления добра и
справедливости, и это
богоугодное дело.
Основные положения
концепции Е. Кохбаци
стали основой национально – освободительного движения
в Армении, которая
в середин V века, 70
лет как утратившая
независимость, находилась в
тяжелейшем положении. Армянский
народ был расколот
на две части:
Западную Армению, входившую в
состав Римской Империи;
и Восточную Армению
входившую в состав
Сасанидского Ирана.
Армения не
только в
военно-политическом, но и
в идеологическом отношении
была плацдармом, где
сталкивались сильные ее
соседи. Понятно, что
она не могла
быть оторванной от
региональных процессов, не
могла не являться
носительницей идей адекватно
своему бытию, а
также идей запада
и востока.
В
данной сложной исторической
обстановке активизируется ассимиляторская политика
Персидской державы. Апогеем
ее стало насаждение
в Армении релииозной
идеологии Зороастризма, которая
была тесно связана
с персидским государством
и служило ему
опорой, а государство,
в свою очередь,
защищало культ Зороастра
и не раз
использовало религию в
целях агрессии по
отношению к национальным
меньшинствам. Объектом данной
политики в середине
V-ого века
стала и Армения,
где христианская религия,
в отсутствии государственности, являлась
носительницей национальных армянских
ценностей и идеалов.
Нужно отметить, что
христианство было тем
необходимым средством объединяющим
все слои народа
и противопоставляющим армянскую
национальную культуру соседним
более сильным культурам,
пытающиеся внедриться в
Армению. Нивелирование же христианства в
Армении означало, в
перспективе, потерю национальной
самобытности.
На
фоне все нарастающего
напряжения в Армении,
шах продолжает свою
антиармянскую политику и
издает специальное послание
с предложением отказаться
от христианства и
принять официальную веру
персов – зороастризм. ([5], [65]).
Послание Шаха
Ирана, ознаменовавшее полную
трансформацию политики Сасанидов
по отношению к
национальным меньшинствам, резко
изменило политическую ситуацию
Армении. Разделенная Армения
оказалась под угрозой
утраты национальной идентичности.
Многогранное внешнее
давление на Армению
и изменение условий
существования армянской нации
стимулировало возникновение новых
идей выражающих интересы
армянского народа в изменившейся политической
коньюктуре середины V века. Такой
идеей стала защита
национально – культурной самобытности. Для
осуществления данной непростой
задачи требовались усилия
не индивидуальные или
социально-групповые, а усилия
всего общества, всей
нации в целом.
Наилучшим образом интересы
всего общества выражаются
посредством системы взаимосвязанных и
взаимообусловленных идей, то
есть идеологии. ([2], [15]). Осуществление
данной задачи могла
обеспечить только национальная
идеология. Такой явилась
идеология
национально-освободительного
движения сформулированная Езником
Кохбаци. Основываясь на национальных
интересах, Езник противопоставляет христианские
армянские ценности персидским
языческим ценностям сасанидов,
и тем самым
активизирует две главнейшие
функции политической идеологии:
мобилизирующую и интеграционную, что
приводит к резкому
усилению политической активности,
патриотизма и консолидации
нации. Главной же
заслугой Кохбаци является
теоретическое обоснование правомерности
и необходимости национально-освободительного движения.
Идеология национально-освободительной борьбы
как и любая
другая политическая идеология представляет собой
духовное образование, специально предназначенное для
целевой и идейной
ориентации политического поведения
граждан([1], [278]). , мы
попытаемся различить этапы
ее функционирования:
Начальным этапом становления любой национальной
идеологии, является формирование
основных ценностей и
идеалов. Каждое общество
и нация имеет
свои четко определенные
главные ценности, с
которыми члены этой
нации в целом согласны. Ценностями армянской
нации являлись и
являются: собственная вера, язык,
культура, идентичность. Большое значение
для идеологии имеют ориентации на
высшие ценности – идеалы. Идеал – это
образец, высшая цель
стремлений. Именно идеал
направляет дальнейшее развитие
общества. Именно идеал является
ориентиром без которого
не мыслим социально-политический прогресс.
Армянскими идеаломи являлись:
сохранение национальной идентичности
и создание собственного
государства. Применительно к
нашей идеологии нужно
сказать, что ценности
лежащие в ее
основе это национальные
армянские ценности сформировавшиеся с
зарождением армянской нации
и несколько трансформировавшиеся с
принятием Арменией христианства,
которая начала играть
основную роль в
сохранении как армянского
языка и культуры,
так и национальной
идентичности. Появление же
идеала – собственного
государства, как высшей
цели стремлений, появилось
с разделом Армении
в 387 году.
Обобщая первый теоретико – концептуальный этап,
нужно отметить что
именно на этом
этапе сформировался фундамент
идеологии, которая однако
находилась пока еще
в латентном состоянии.
Данная ситуация
продолжалась до издания
Шахом специального послания
с требованием принятия
зороастризма. Изменение
внешнеполитической обстановки, повлекло
за собой адекватный
ответ, проведение в
449 году Арташатского
Церковного Собора ([5], [64]).На котором
участвовал в сане
епископа Багревандской области
Езник Кохбаци. С
этого времени берет
отчет второй этап
функционирования идеологии, на
котором социально-философские принципы
и идеалы переводятся
в программы, лозунги
и требования политической
элиты. Нужно сказать, что
программы разрабатываются для
ведения непосредственной политической
борьбы, они формируют
нормативную основу и
стимулируют активное политическое поведение, предполагающее нейтрализацию
оппонентов([1], [279]). Такой
нормативной основой направляющей
деятельность масс явились:
идея сопротивления “злу” – военной и
идеологической агрессии Ирана
и опровержение “предопределения” – острия идеологии
Зороастризма. Адекватной программой
требований стал знаменитый
“Ответ Персам”, принятый
при активном участии
Езника Кохбаци, на
Арташатском Соборе. В
ответе было сформулировано требование
о свободе совести
и вероисповедания, обосновывалась идея
о праве всех народов на
самобытность и независимость, свободу
выбора путей политического
и культурного развития.
Данное послание явилось
идейно-политическим
обоснованием правомерности и
необходимости всенародного восстания
против религиозно-политической экспансии
Сасанидов.
Третий, этап актуализации,
берет свое начало
с событий осени
450-ого года, когда
сельчане во главе
с иереем Гевондом, в
селе Агкх ([5], [64]).
перебили жрецов – огнепоклонников, посланных
персами для распространения Зороастризма.
После чего по
всей Армении началось
общенациональное восстание против
персидского владычества. Данный
этап функционирования идеологии,
характеризуется высокой степенью
освоения ее целей
и задач, а
также высокой степенью
их воплощения в
практических делах и
поступках, что получило
адекватное выражение весной
451-ого года на
Аварайре, когда несмотря
на трехкратное превосходство
в живой силе
персидская армия не смогла сломить
отважного сопротивления армянского
ополчения во главе
с Варданом Мамиконяном.
Анализируя данные героические
страницы армянской истории
представляется правильным отметить
огромную роль Езника
Кохбаци в достижении
победы на Аварайре.
Именно идеология национально – освободительной борьбы, сформулированная Кохбаци, смогла усилить
патриотизм и чувство
национального единения перед
лицом врага. Именно
детище Кохбаци стало
тем сплачивающим армянский
народ элементом, который
своей мощью заставил
персов отказаться от
политики религиозных гонений,
заставил смягчить налоговое
бремя и смириться
с внутренней самостоятельностью Армении.