Пантюркизм во Внешней политике Турции и Операция «Турецкое кольцо» над Арменией



На протяжении веков турецкая внешняя политика являлась многовекторной и многоуровневой. Это обуславливалось географическим положением и стратегическими целями этого государства. Так, одним из важнейших векторов этой политики явился пантюркизм.   Пантюркизм - идейно-политическое  движение,   основной   целью   которого  является объединение всех тюркских народов.

Краеугольным камнем пантюркизма является создание Великого Турана. Туран-географическое название территорий  от  Малой  Азии  до  Северного  Ледовитого  Океана,  включая  Крым,  Молдавскую  Гагаузию,  Болгарскую  Область  Кырджали,  Южный  Кавказ  и  некоторые  территории  Северного  Кавказа,  Северный  Иран,  Южное  побережье  Каспийского  моря,  Средную  Азию, Поволжье, Алтай,  обширные  территории  Таймыра  и  Бассейна  реки  Лена,  а  также  Сыньцзянь-уйгурский  Автономный  Округ  КНР.

Следует отметить, что идея пантюркизма и пантуранизма была в центре внимания политических руководителей Турции, вне зависимости от того, кто стоял у власти-султаны, младотурки, кемалисты, исламисты. Эта концепция и стратегический план по созданию  Великого  Турана, в первую очередь предполагал создание внутригосударственных предпосылок для осуществления этой великой идеи. Для этого нужно было либо ассимилировать все остальные не тюркские народы Турции, либо физически их устранить. Османская империя, как и современная Турция, не являлись моноэтническими государствами. Здесь проживали различные народы, этнически и конфессионально отличающиеся от турок, составляющие меньшинство в своём государстве. Среди этих народов были и армяне, испокон веков жившие на своей исторической родине-в Западной Армении, в Армянском нагорье, являясь преградой, своеобразным «клином», который отделял Турцию от тюркских племён и народов, живших как на Кавказе, так и в Поволжье, Центральной Азии, вплоть до Северного  Ледовитого океана.  Начиная с султана Абдул Гамида  на территории Османской Турции происходили этнические чистки, резня по отношению к армянскому населению, сокращая ареал их  проживания. Своего апогея идея пантюркизма и пантуранизма достигла при младотурках, пришедших к власти в Турции в начале 20-го века. Политика уничтожения или ассимиляции этнических меньшинств усилилась. Жертвой этой политики стали многие народы, однако самую большую цену заплатили армяне,  так  являлись  главной  преградой  на  пути  создания  Великого  Турана. Армяне, стоявшие на пути к Турану, приняли на себя главный удар со стороны турецких националистов. Без снятия «армянского клина» идея пантюркизма представлялась слишком аморфной. Геноцид армян в 1915-1923гг. стал наглядным результатом турецкой политики по продвижению идей пантюркизма и пантуранизма. Необходимо отметить, что основная часть Турана находилась в составе Российской империи,  а  тюркские народы-подданные русского царя. Поэтому ослабление России, её распад являлись геостратегической целью Турции. Самый удобный момент настал с началом Первой мировой войны, где Турция и Россия являлись противоборствующими странами. Чтобы приблизить день краха Российской империи, турецкие эмиссары активно работали на Кавказе, в Поволжье, в Центральной Азии, в Крыму. Однако Россия до 1917г. сохраняла военно-политический баланс с Турцией, однако революция в России в 1917г. резко изменила ситуацию в пользу Турции и её устремлений. После революции 1917г. распался Кавказский фронт, русские войска начали отступать из Западной Армении, вместе с ними и армянское население на пути их отхода. Этот вакуум заполнили турецкие войска, которые на своём пути встречали лишь сопротивление немногочисленных армянских вооружённых формирований. И только лишь отчаянная борьба и самоотверженное сопротивление армян в Сардарапате, Баш Апаране и в Каракилисе, остановили турецкие войска почти у ворот Еревана. Однако турецкие войска мчались к долгожданному Турану. В 1918г. турецкие войска вступили в Баку, устроив резнью 35.000 армянского населения города, в дальнейшем продолжив эту резнью в Шуше, вырезав здешнее армянское население. Турция, в этот период времени, была близка к своейстратегической цели.  Ей  противостоял  только  армянский  народ. Однако геополитическая обстановка и бывшие союзники не хотели делить бакинскую нефть с турками  и  естесственно  не   хотели  создания  сильного  тюрского  государства.  Находясь  под  международным  давлением  союзников  и  не  имея  возможности  окончательного  силового  решения  Армянского  вопросаЮ туркам пришлось отступить. Однако перед этим они создали здесь искусственную государственность под названием Азербайджан, как плацдарм для пантюркистских целей на Кавказе и в Прикаспийском регионе. Уже  в 1920г. началась советизация 3 ранее независимых закавказских республик. На Кавказе установилась советская власть. Произошёл новый раздел сфер геополитического влияния. Между Россией и кемалистской Турцией был заключён Карский договор 1921г. Согласно этому договору, исконные армянские территории Западной Армении включались в состав Турции, а Нахичеван отдавался Азербайджану, тем самым Турция, в лице Азербайджана видела  преемника своих идей пантюркизма на Южном Кавказе. Советской Армении оставалось приблизительно 30.000 кв.км территории, которая с военно-стратегической точки зрения была сильно уязвима. При советской власти пантюркистские, как и все другие националистические идеологии преследовались как антисоветские. Новый всплеск пантюркистских и пантуранистских устремлений имел место во время Второй мировой войны, когда Турция не вступая в непосредственные военные действия, тесно сотрудничала с фашистской Германией, продовая ей стратегическое сырьё. Как известно, на первом этапе войны, Германии удалось вплотную подойти к Кавказу, с целью завлодения нефтяных месторождений Каспия. И Турция была готова вторгнуться в закавказье, в случае если бои под Сталинградом, где сражались и армянские воины, окончились бы неудачно для советских войск. Однако этого не произошло. Советский Союз победил в войне, став одной из мировых ядерных держав. Турция, предохраняя себя от нарастающей советской мощи, вступила в НАТО, став главным военно-стратегическим партнёром США и  передовым фронтом НАТО по отношению к СССР. «Железный занавес» опустился на советско-турецкой границе. В советские годы Азербайджан продолжал реализовывать пантюркистские цели и устремления по отношению к армянскому населению Азербайджана. Создавались условия для оттока армянского населения из Нахичевана, заселения Нагорного-Карабаха азербайджанцами, создавая неблагоприятные условия для демографического роста армянского населения. В дальнейшем, эта политика вылилась в этнические чистки по отношению к армянскому населению Сумгаита, Баку, Кировабада и т.д. Новый виток пантюркизма наступил с распадом СССР в 1991г. Этот распад привёл к образованию геополитического вакуума, который начал наполняться турецким геополитическим и геоэкономическим влиянием. Это проявилось в выработке, новой стратегии по отношению к независимым закавказским республикам, и вообще всему Кавказско-Каспийскому региону. Начало 90-ых годов ознаменовалось всплеском межэтнических столкновений на Южном Кавказе, сепаратистских устремлений на Северном Кавказе. Так, во время Карабахской войны, Турция всеми средствами,военными  и  экономическими, поддерживала Азербайджан, в его борьбе с армянами НКР. В этом ракурсе можно рассматривать и закрытие армяно-турецкой границы в 1993г. Эта акция привела к усугублению социально-экономической обстановки в РА, оттоку около 1 миллиона населения из нашей республики. Кроме этого, Турция использовав слабость РФ на Северном Кавказе поощряла здесь сепаратизм, в русле панисламизма, пантюркизма. Однако необходимо отметить, что Турция в своих пантюркистских устремлениях действует на нескольких фронтах. Кроме восточного направления, включающего Кавказ, Центральную Азию, Поволжье, Крым, Синцьзян-Уйгурский автономный район КНР, включает также и западное направление. Эти устремления Турции подкрепляются и практическими действиями, в частности в оккупации в 1974г. северной части острова Кипр, создания здесь своего военного контингента, а в 1983г. помогла в правозглашении здесь Турецкой республики Северного Кипра  (ТРСК), являясь единственной страной признавшей её независимость. И это несмотря на многочисленные резкие резолюции СБ ООН, осуждающие турецкое вторжение на Кипр, международного давления, критики его действий по отношению к суверенитету и территориальной целостности Республики Кипр. Кроме этого, Турция переселила сюда около 200.000 анатолийских турков, дляискусственного увеличения турецкого присутствия и усиления тюркского фактора на Кипре. Это своеобразная демографическая экспансия. Эту же политику Турция осуществляет и по отношению к европейским странам, где возникают турецкие общины, которые при  финансовой и политической поддержке Турции становятся мощными факторами  усиления  турецких  позиций в тех государствах, где они проживают. Турция чётко зафиксировала демографический кризис, т.е. процесс старения и вымирания европейского населения, пытаясь восполнить это демографическим преимуществом, темпами рождаемости турков, присущие всем мусульманам. Для реализации этих стратегических целей было образованоминистерство по делам турков проживающих за рубежом. Вся эта политика завуалирована политикой турецкой евроинтеграции, стремления вхождения Турции в ЕС, которое приведёт к изменению этноконфессионального состава Европы, повышения влияния Турции на европейском континенте. Эта политика Турции была зафиксирована основными европейскими игроками-Францией и Германией, которые выступают против вступления Турции в ЕС. Всё это, однако, угрожает национальной безопасности ряда европейских стран. Нас, однако, интересует регион Южного Кавказа, в частности угрозы по отношению к национальной безопасности РА. Турции и Азербайджану так и неудалось соединиться на южном направлении: Нахичеван-Мегри-Карабах-Азербайджан.Это произошло по причине героической борьбы НКР,  поддерживаемой РА, отразившие атакиазербайджанской армии. Тогда они решили попытать счастье на северном направлении.

Следует учитывать, что наш северный сосед-Грузия, не является моноэтническим государством. На территории Грузии проживают различные народы, исповедующие различные религии. В Грузии проживают свыше 500.000 азербайджанцев, которые являются вторым по численности народом  в Грузии. Они в основном проживают в восточных и юго-восточных районах Грузии. Эти регионы граничат с РА на севере нашей страны. Наибольшая их часть проживает в регионе Квемо Картли: в Марнеульском, Болнисском, Дманиском и Гардобанском районах. Небольшое число азербайджанцев проживают в городах Тбилисси, Рустави и Батуми. Учитывая уровень их рождаемости, можно предположить, что в ближайшем будущем на юге Грузии образуется мусульманская дуга, берущая своё начало с Аджарии.  Итак  высокая  рождаемость  тюрского  населения  Грузии,  вкупе  с  их  компактным  проживанием  и  огромной  поддержкой  как  Турецкой,  так  и  Азербайджанской  Республик,  наводит  нас  на  недвусмысленный  вывод  о  целенаправленной  политике    Турции  и  Азербайджана,  протекающей  в  лоне  пантюркистской  идеологии,  в  направленнии  блокирования  Республики  Армения  с  Севера,  тюрскими  этническими  элементами.  Данные  этнические  элементы,  естесственно  в  нужное  время  могут  проявить  свою  активность,  в  различных  формах,  по  указке  своих  покровителей  из  Анкары  и  Баку,  против  Республике  Армения.  Данный  факт  явяляется  серьезной  угрозой  Национальной  Безопасности  Третьей  Республики  Армения,  и  требует  серьезных  и  оперативных  мер  по  ее  нейтрализации.


Однако для полного осуществления  Операции «Турецкое кольцо» над РА мешает армянонаселённый регион Джавахк. Однако и здесь в последнее время также наблюдается процесс заселения Джавахка аджарцами, сванами, что приведёт к изменению этнического и конфессионального состава этого региона. Не следует забывать и программу по переселению сюда турок-месхетинцев. Всё это может привести к новым вызовам для национальной безопасности РА. Чтобы не допустить этого, необходимо активно работать по направлению оказания помощи армянам, проживающим.как в Джавахке, так и во всей Грузии. Следует разработать инвестиционную программу для Джавахка, укрепления здесь армянского фактора, стимулирования демографического роста, укрепления национального, культурного самосознания армян проживающих на территории Грузии. Это может происходить в виде стипендий для студентов армянского происхождения, учащихся в ВУЗ-ах Грузии, как это делают власти Азербайджана по отношению к студентам азербайджанской национальности проживающих на территории Грузии. Кроме этого, следует укреплять роль армянской церкви на территории нашего северного соседа, тем самым не допуская ассимиляции местных армян. Надо оказывать им поддержку на высшем государственном уровне. Это один из элементов Национальной  Безопасности РА, так как в случае завершения  Операции  «Турецкое  кольцо» над РА, будут поставлены под угрозу наши транзитные возможности, инфраструктура, связывующая нас с внешним миром, так как 70% нашего транзита происходит через территорию Грузии. Кроме этого, РА придётся ещё более укреплять свои северные границы, откуда может исходить потенциальная опасность. А всё это потребует новых финансовых, людских и других ресурсов. Не надо забывать, что Турция и Азербайджан активно работают на грузинском направлении. За последние годы в Грузии построены свыше 20 мечетей, медресе, где готовятся кадры, распространяющие пантюркистские идеи среди местного населения. РА должна адекватно реагировать на вызовы своей  Национальной  Безопасности, предупреждать их, в противном случае будет слишком поздно. Необходимо разработать определённый план для предупреждения угроз Национальной Безопасности РА, в соответствии со Стратегией национальной безопасности РА.